Диафрагмальное дыхание – основа для чёткой и красивой речи.
Уважаемые родители!
Вашему ребёнку уже исполнилось 4 года или больше, и вы замечаете, что он нечетко произносит многие звуки, проглатывает окончания, говорит быстро (и) или тихо, то первое, с чего стоит начать коррекцию, это не постановка сложных звуков и даже не артикуляционная гимнастика, а оценка того, как он дышит.
Красивая, плавная и уверенная речь невозможна без правильной работы, своего рода "внутреннего насоса" нашего дыхания. В этой статье мы соберем воедино все части пазла: что такое диафрагмальное и ключичное дыхание. Как они связаны с речевым дыханием и самой речью и почему одна проблема тянет за собой другую.
Часть 1.
Два главных типа дыхания. Кто за что в ответе?
Представьте, что наша речь, это мелодия, которую мы играем на духовом инструменте. Чтобы мелодия звучала, нужны два условия:
1. Мощный воздушный поток.
2. Умение им управлять.
Именно диафрагмальное дыхание (дыхание "животом") наш "насос" подающий при выдохе поток воздуха под хорошим давлением.Дыхание животом (диафрагмальное дыхание) физиологически правильный тип дыхания. На вдохе куполообразная мышца диафрагма опускается, живот мягко округляется, и легкие полноценно наполняются воздухом. На выдохе диафрагма поднимается вверх и плавно выдавливает из лёгких воздух. Живот на выдохе втягивается. Диафрагмальный вдох создаёт достаточный запас воздуха. Это фундамент и источник энергии для речи.
Диафрагмальное дыхание положительно влияет не только на речь, но в первую очередь на состояние здоровья и маленького, и взрослого человека. Так как оно даёт лучшее насыщение крови кислородом (за счёт полного раскрытия лёгких) в сравнении с ключичным поверхностным дыханием. Диафрагмальное дыхание улучшает работу мозга и нервной системы, мягко массирует внутренние органы, укрепляет иммунитет и помогает бороться со стрессом.
К сожалению, под влиянием стресса, малоподвижного образа жизни и других факторов у многих детей (и взрослых) дыхание становится поверхностным, ключичным. При этом дыхании поднимаются только плечи и верхняя часть груди. Это неэффективно для речевой деятельности и вредно для здоровья. Запас воздуха в лёгких недостаточен для произнесения фраз, предложений и чёткого произношения сложных звуков, таких как свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорные (Р, Л). Для этого нужна сильная целенаправленная воздушная струя. Слабый выдох приводит к их искажению или пропуску.
Часть 2.
Почему нельзя построить речевое дыхание без диафрагмального?
Речевое дыхание - это управляемый сложный процесс, при котором вдох делается быстро и бесшумно, а выдох - медленно, плавно и продолжительно.
Управление речевым дыханием заключается в рациональном распределении запаса воздуха, чтобы его хватило на длинную фразу обеспечивая силу голоса и четкость звуков.
Почему это важно для речи? Потому что именно на этом удлиненном выдохе мы и говорим.
Самая большая ошибка - пытаться развивать речевое дыхание, забыв о диафрагмальном.
Часто ко мне на консультацию приходят с запросом: "Ребенок не выговаривает много звуков", "Говорит быстро и непонятно" или "Говорит неразборчиво, глотая окончания". И первое, на что я обращаю внимание, это на то, как ребенок дышит. Ведь речевое дыхание, это тот фундамент, на котором строится четкое звукопроизношение, плавность речи и ее выразительность.
Сегодня мы поговорим о том, как связаны между собой диафрагмальное и речевое дыхание. Диафрагма - это "насос", который накачивает воздух. Речевое дыхание - это "дирижёр", который этим воздухом управляет. Чёткая и красивая речь возможна только при их слаженной работе.Но именно эта сторона речевого развития ребёнка часто остаётся в тени. И если десяток лет назад ключичное дыхание было в основном у девочек, то сейчас, в эпоху малоподвижного образа жизни детей и повального увлечения цифровыми гаджетами, это присуще и мальчикам дошкольного и младшего школьного возраста, и подросткам обоих полов. Часы, проведённые в согнутом над гаджетом состоянии, сбивают природные настройки, и дыхание становится поверхностным (ключичным). Диафрагма ослабевает. А ведь без сильной диафрагмы речевому дыханию просто нечем управлять. Если ребенок делает короткий, поверхностный вдох плечиками, его запас воздуха мал. И тогда включаются компенсаторные механизмы, которые и приводят к речевым проблемам у детей:
1. Ребенок-"паровозик".
Говорит на вдохе. Речь отрывистая, резкая.
2. Ребенок-"тихоня".
Ему не хватает силы выдоха, чтобы "пробить" звуки. Голос тихий, звуки Ш, С, Р. слабые или искаженные.
3. Ребенок-"скороговорка".
Это ключевой симптом! Ребенок понимает, что воздуха мало, и начинает говорить очень быстро, чтобы успеть высказаться. Его артикуляционный аппарат (язык, губы) не успевает за скоростью и не занимает правильное положение. В итоге звуки "смазываются", речь становится неразборчивой, он "проглатывает" окончания. Он не ленится, он физически не может говорить медленно и четко.
Часть 3.
Как родителям продиагностировать проблему с дыханием самостоятельно?
Признаки ключичного дыхания у ребёнка.
1. При вдохе поднимаются плечи и ключицы.
2. Не хватает воздуха.
3. Частые паузы для вдоха посередине фразы.
4. Ребёнок не может произнести фразу из 4-5 слов на одном выдохе.
5. Темп речи замедленный.
6. Его рассказ превращается в "тараторку", когда он пытается высказать все на одном дыхании.
7. Голос ребёнка не звучный, полетный, а тихий, слабый, "затухающий" к концу фразы.
Попросите вашего ребенка рассказать небольшое стихотворение или описать картинку.
Если вы заметили у него эти признаки, высока вероятность, что корень речевых трудностей - в неправильном дыхании.
Часть 4.
Три первых шага к правильной речи.
Работа всегда ведется последовательно, от простого к сложному.
Шаг 1. Будим "спящую" диафрагму.
Наша цель - научить ребенка делать глубокий, диафрагмальный вдох. Для этого в игровой форме выполняем следующие упражнения:
1. Воздушный шарик.
Лежа на спине с игрушкой на животе, медленно вдыхаем через нос, надувая "шарик" (живот поднимается) и выдыхаем, сдувая его.
2. Спящий Мишка.
Дышим животом, свернувшись калачиком, чтобы лучше почувствовать движение диафрагмы.
Шаг 2. Учимся управлять воздушной струей.
Наша цель - сформировать сильный, целенаправленный и плавный выдох. Для этого проделаем следующие три упражнения:
1. Футбол.
Делаем мячик из комочка ваты. Строим ворота на столе из двух кубиков или других предметов. Предлагаем ребёнку сделать вдох и на выдохе подуть на ватный мячик, "забить" его в ворота струей воздуха. Обязательно следим, чтобы дыхание было диафрагмальным.
2. Бабочка, лети.
Просим ребёнка сделать вдох и на выдохе плавно дуть на бабочку из салфетки, чтобы она полетела. Следим, чтобы дыхание было диафрагмальным.
3. Задуй свечу.
Говорим ребёнку сделать вдох и резкий, сильный выдох, как бы задуть пламя свечи. Можно задувать и настоящую свечу, при этом постепенно отодвигая её на всё большее расстояние. Дыхание при этом у ребёнка диафрагмальное.
Шаг 3. Объединяем дыхание и речь.
Учим ребенка координировать диафрагмальный вдох-выдох с речью. Напоминаем о том, что вдох надо делать в живот, округляя его, а при выдохе живот втягивать. Можно контролировать рукой, положив её на живот.
Для этого есть такие упражнения:
1. Длинные звуки.
Ребёнок делает вдох и затем тянет на одном выдохе гласные: "А-а-а-а-а", "У-у-у-у-у".
2. Счет на выдохе.
Даём задание: сделать вдох и затем считать на одном выдохе: "Раз-два-три-четыре-пять.".
3. Стихи с паузами.
Ребёнок рассказывает стихотворение, специально делая глубокий диафрагмальный вдох в конце каждой строчки.
Выполнять все эти упражнения надо до тех пор, пока вы не увидите, что ваш ребёнок постоянно дышит животом и на одном выдохе может произнести предложение из 4-5 слов.
Если вы правильно сделали все три шага, то речь вашего ребёнка гарантировано улучшится и, возможно, звуки "встанут" самостоятельно, без занятий с логопедом.
Заключение.
Правильное дыхание, это не просто "технический момент" в логопедии. Это краеугольный камень, на котором держится четкое звукопроизношение, выразительность речи и как следствие, уверенность в себе и даже общее здоровье ребенка. Начиная работу над речью, всегда задавайте себе главный вопрос: "А все ли в порядке с дыханием у моего ребёнка? ". Иногда сложная речевая проблема решается на удивление просто. Нужно всего лишь научиться правильно дышать.
Дышите осознанно и говорите красиво!
Ваш логопед: Иванская Татьяна Валерьевна.
Дата: 10.10.2025г.
Пхожие статьи